Что такое кластер?

  • Успешное функционирование развитых ИТ-компаний, стремящихся к объединению и интеграции своих ресурсов.
  • Стратегическое партнерство томских ВУЗов и предприятий ИТ-кластера.
  • Наличие квалифицированных трудовых ресурсов в области ИТ.

Кластеры и ОЭЗ: новые возможности для малого бизнеса

Полноправными, а в некоторых случаях даже принципиально важными участниками кластера помимо ключевых предприятий-локомотивов, задающих направление и темпы развития отрасли или региона, образовательных учреждений, формирующих человеческий капитал и подготавливающих квалифицированные рабочие кадры, являются компании-поставщики и компании сервисного сопровождения.

Такие организации представлены в основном предприятиями малого и среднего бизнеса с небольшим уставным капиталом и ограниченным штатом. При этом уровень эффективности кластера определяется не только и не столько эффективностью деятельности крупных субъектов частного, государственного или научно-образовательного секторов экономики, сколько качеством их взаимодействия с многочисленным «мелким» контингентом, представленным в цепочке ценности. В том случае, если крупный и малый бизнес развиваются обособленно, неизбежен коммуникационный и, как следствие, производственный разрыв между ними, что в свою очередь может привести к снижению конкурентоспособности отрасли не только на глобальных рынках, но и в конкретном регионе.

Вследствие этого обеспечение взаимодействия между компаниями разного масштаба и специализации рассматривается в качестве первостепенной задачи как органов местной и региональной власти, так и самих предпринимателей. Решение этой задачи возможно при проведении соответствующей политики и, особенно, — при условии поддержки и развития институтов сотрудничества. Необходимо четко понимать, что создание условий для взаимодействия между различными субъектами кластера является основополагающим фактором роста региональной конкурентоспособности.

Активизация процессов формирования и развития кластеров, которые, специализируясь на определенных направлениях деятельности, одновременно задают импульсы роста в родственных и смежных отраслях, справедливо рассматривается в качестве одной из актуальных проблем в России. Осознание того факта, что в стране создана достаточно благоприятная среда для формирования инновационных кластеров (имеется в виду учреждение на территории страны 6 ОЭЗ), более того — отношение к этому как к потенциальному конкурентному преимуществу России, должно стать отправной точкой в развитии кластерных инициатив. Отказ от реализации возможностей, предоставляемых кластерным подходом к экономическому развитию, сегодня рассматривается не просто как отсутствие прогресса, а как регресс в развитии региональной конкурентоспособности.

На примере Томской области можно проследить, каким образом решались вопросы, связанные с функционированием агломерации предприятий, занимающихся информационно-телекоммуникационными технологиями и приборостроением, как лидеры рынка выстраивали благоприятные условия для своей деятельности. Необходимо отметить, что перспективы развития ИКТ-сектора в регионе связывают с развитием аппаратно-программного комплекса, в области которого работают крупнейшие томские компании — НПФ «МИКРАН», «ЭлеСи», «Игрем», «Интант», «Стек», «Гарант», «Элекард ЛТД», «Элекс. Ком», «Элект-Т, «Элком+».

Вследствие отсутствия необходимых элементов бизнес-среды и поддержки со стороны региональных властей практически все перечисленные компании, столкнувшись с рядом проблем, связанных с отсутствием в регионе соответствующей бизнес-инфраструктуры, самостоятельно пошли на создание недостающих элементов и установление необходимых связей.

Так, одна из проблем, с которой столкнулась, в частности, компания «МИКРАН», заключалась в отсутствии необходимых косвенных поставщиков: иностранные поставщики не устраивали по срокам поставки, российские — по соотношению «цена — качество». Для решения этой проблемы компания пошла на создание дочерних фирм, выполняющих роль косвенных поставщиков, которые впоследствии превратились в независимые организации и вышли на российский рынок уже в качестве самостоятельных игроков. На данный момент они успешно продолжают свое функционирование.

Кроме того, для обеспечения взаимодействия с научно-образовательным комплексом компания «МИКРАН» способствовала созданию НИИ систем электрической связи (что было бы не под силу разрозненным мелким фирмам, имеющим интерес в ИКТ), а также специальной лаборатории при Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР). Перед этой лабораторией была поставлена задача привлечь молодых квалифицированных специалистов непосредственно в компанию, поскольку специально разработанные учебные программы данной лаборатории полностью соответствуют потребностям и направлениям деятельности МИКРАНа (Рис. 1).

 

Обратимся к другому примеру. Компания «ЭлеСи» пошла несколько иным путем: при ее участии при ТУСУРе был создан НИИ электронных систем, с которым компания тесно сотрудничает, и кроме того совместно с ТУСУРом она стала основателем одного из томских бизнес-инкубаторов. Потенциально именно в нем могут появиться на свет столь важные для отрасли компании малого и среднего формата, которые сконцентрируются на работе, например, в нише некого уникального сервиса или займутся производством редких компонентов, которых не хватает «ЭлеСи» и прочим крупным игрокам. (Рис. 2). Однако на сегодня бизнес-инкубатор ТУСУРа явно не достаточен для активизации инновационных инициатив на территории Томской области.

С целью обеспечения непосредственного взаимодействия между компаниями разного уровня и специализации в октябре 2002 г. была создана Ассоциация «Томские Компании Информационных Технологий» («ТомКИТ»). Инициаторами создания этого некоммерческого объединения стали лидирующие томские компании, понимающие важность поддержки малого предпринимательства в регионе для обеспечения перспектив развития собственного бизнеса. Основными задачами Ассоциации объявлены формирование открытого и цивилизованного рынка ИТ на территории Томской области, а также влияние на выработку региональными органами власти политики, отвечающей интересам членов Ассоциации. Резюмируя, можно отметить, что, успешно зарекомендовав себя на рынке информационных технологий, лидеры стремятся двигаться дальше и для этого активно развивают существующую бизнес-среду.

И все-таки, к сожалению, приходится признать, что на сегодняшний день в этой сфере имеются определенные трудности. Фактически «ТомКИТ» выполняет функцию отраслевого лоббирования, фокусируясь на интересах производителей основной продукции потенциального кластера и мало принимая во внимание интересы поставщиков и потребителей поддерживающих и связанных отраслей. Поэтому для реального выполнения «ТомКИТом» функции организации по сотрудничеству в кластере информационно-телекоммуникацонных технологий и приборостроения данная Ассоциация должна переориентировать свою деятельность на создание реальных условий для партнерства, кооперации и формирования согласованной стратегии между всеми участниками потенциального кластера. Альтернативой является создание самостоятельной Ассоциации участников томского кластера информационно-телекоммуникацонных технологий и приборостроения, которая объединяла бы производителей основной продукции, поставщиков, потребителей, связанных отраслей, ВУЗов, НИИ и государственных учреждений.

Очевидно, что с ролью организации по сотрудничеству также не справляется Агентство по развитию Томской области, что связано, с одной стороны, с диверсифицированным стоящих перед ним задач, с другой стороны, — отсутствием региональных приоритетов и обозначенных перспектив развития в отношении ИКТ-сектора.
Впрочем, потребность в создании полноценной организации по сотрудничеству на сегодняшний день уже ощущается самими участниками возникающего кластера. Так, например, в компании «МИКРАН» существует следующая практика: в случае возникновения проблемы отправляется запрос на варианты ее решения целому ряду контрагентов. Как показывает опыт компании, уже на следующий день руководство получает возможность выбирать между несколькими альтернативами решения возникшей задачи.

Что касается системной интеграции, то ее развитие в области ограничивается узостью внутреннего рынка, неразвитостью транспортной инфраструктуры и опять-таки отсутствием специалистов по продвижению продуктов и компаний на иностранные рынки. С другой стороны, сильная областная база по подготовке ИТ-специалистов и наличие Центра по подготовке сертифицированных ИТ-специалистов создают благоприятную среду для развития данного перспективного направления в информационно-телекоммуникационном кластере Томской области.

На сегодняшний день вследствие глобализации, развития логистики, стандартизации в отрасли электроники происходит последовательный переход от вертикальных структур к горизонтально-интегрированным компаниям: компании-лидеры в росте капитализации сфокусированы на сегментах, где они являются лучшими, и взаимодействуют с другими компаниями-лидерами в других сегментах, опираясь на поддерживающие отрасли и сотрудничая с широким спектром малых компаний-поставщиков

Движущим фактором роста ключевых рынков потребления электронных компонентов являются новые технологии. Для сохранения лидерства компании тратят на разработки миллиарды долларов, причем, чем меньше компания, тем большую долю от объема продаж приходится инвестировать в НИОКР. При этом международный опыт свидетельствует о том, что венчурное финансирование (конкуренция в среде венчурных фондов, агрессивное инвестирование на стадии зарождения бизнеса), создание бизнес-инкубаторов, выделение спиннинговых компаний играют существенную роль в создании условий для успешного развития ИКТ-кластера. И только синергетическое взаимодействие компаний всех уровней и форм собственности способно заложить прочный фундамент под инновационные процессы в столь интересном и интенсивно развивающемся секторе рынка.

Однако до сих пор остается открытым вопрос, каким образом учреждение ОЭЗ в Томской области скажется на судьбе малого и среднего бизнеса. Впрочем, актуален этот вопрос и для страны в целом. Ведь сейчас можно только гадать, какие выгоды получат «мелкие» предприниматели от инициативы правительства, поскольку очевидно, что оно сконцентрировалось на привлечение в ОЭЗ именно крупных игроков, способных осуществлять масштабные финансовые вливания в регион. К сожалению, власть действительно заботится в первую очередь об интересах «монстров» и почти не обращает внимания на положение небольших фирм поддерживающего профиля, забывая о том, насколько важны подобные компании для любого производства. Подобное пренебрежение грозит срывом планов по созданию на месте ОЭЗ точек роста, способных стать локомотивами экономики всей страны.

Пока не ясно, следует ли ожидать неких интегративных процессов в ОЭЗ, остается открытым вопрос, сумеют ли найти бизнесмены общий язык. Ответ в большой степени зависит опять же от позиции государства, которое должно взять на себя роль фасилитатора (посредника, подвижника) и способствовать развитию диалога между субъектами агломераций. Во всяком случае, такой вариант развития событий представляется самым оптимальным, ведь иначе разрозненные российские компании погибнут, не выдержав конкуренции с консолидированными кластерами мировых держав.

Юрий Рябченюк
Директор Национального
института конкурентоспособности,
к.э.н.

«Стратегия и конкурентоспособность»
Вестник Совета по национальной конкурентоспособности
№ 3 (6), март 2006 г.

Статьи